На четвертый день нашей стажировки мы посетили Sojitz, компанию, входящую в пятерку крупнейших торговых компаний Японии. Общий оборот компании более 15 млрд.долларов, а штат 16,000 сотрудников в нескольких десятках стран. В состав компании входят три десятка бизнесов от авиастроения до деревообработки
ИТ приложения
Ландшафт приложений Sojitz очень разнообразен, используется большое количество систем собственной разработки (ориентация на inhouse custom разработку вообще очень характерна для японских фирм, мы сталкивались с этим еще в нескольких компаниях). Сейчас подход пересматривается, компания начинает переходить к использованию представленных на рынке систем.
В компании очень активно используется Lotus Notes – на нем построено много приложений, почта, база знаний компании.
Основной учетной системой компании является SAP. Радостный гул аудитории вызвало сообщение, что используемое в нескольких десятках стран решение «натянуть» на Россию не удалось, и в результате в российском представительстве Sojitz используется локальная система. Напрягшись, докладчик вспомнил, что система называется 1С
Основные проекты на этот год это upgrade SAP до версии 4.6, создание управленческой системы на основе Oracle DWH и BI, расширение существующей и активно используемой EDI системы.
ИТ инфраструктура
В компании построена очень мощная сетевая инфраструктура, обеспечивающая надежную телефонию и передачу данных между всеми многочисленными офисами. В качестве серверного оборудования очень широко применяется AS/400, представители компании очень ее хвалили.
ИТ организация
Организационно структура ИТ очень сильно централизована: есть общий CIO, центральная команда архитекторов и разработчиков, локальные офисы ограничены в принятии решений. Сейчас принято решение о повышении внимания к управлению проектами, создается отдельный PMO (офис управления проектами).
Информационная безопасность
Для торговой компании безопасность информации является жизненно важным аспектом. К ней относятся очень серьезно, особенно учитывая наличие офисов в десятках различных стран. Нам было очень приятно получить распечатку инструкции по информационной безопасности для сотрудников компании, написанную на очень хорошем русском языке. Необходимо отметить большое количество иллюстраций и живую, образную подачу материалов:
Disaster recovery
В связи со всем известными событиями на Фукусиме в компании очень серьезно прорабатывается вопрос Disaster Recovery (это, кстати, характерно для всех японских компаний – везде где мы были нам рассказывали о том как местная ИТ служба перенесла катастрофу и о планах по развитию темы). В Sojitz детально проработали этот вопрос, ввели классификацию рисков: четыре уровня от минимального 1-го уровня (сбой оборудования) до максимального 4-го (катастрофическое землетрясение в центральном районе Канто, полная эвакуация населения, работа в Токио невозможна в течение нескольких месяцев). Компания ориентируются на уровень менее катастрофический третий уровень (сильное землетрясение, центральный офис непригоден для работы и переносится в Осаку, сотрудники работают из дома).
Завершая обзор хочется отметить, что хотя мы не увидели каких-то принципиально новых для нас вещей, упомянутые подходы и приложения довольно хорошо известны в России, тем не менее необходимо отметить, что реализация этих подходов находится на очень высоком уровне. У ИТ подразделения Sojitz есть много чему учиться.